Авторитетный стиль семейного воспитания. Стили семейного воспитания

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие- обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность - основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский) . Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двухособенно часто встречающихся типах воспитания:

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети), так и у педагога по отношению кдетям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания . В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога . Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

Методы воспитания делятся на три категории: авторитарный стиль, метод общения к метод модификации поведения. Все три метода управления поведением ребенка имеют свои сильные и слабые стороны. Двадцатидвухлетний опыт решения проблем воспитания в нашей педиатрической практике, а также и воспитание собственных восьмерых детей привело нас к пониманию того, что все три метода полезны в разное время, а каждый сам по себе является частью системного подхода.

Именно так надо воспитывать детей, чтобы они росли:

  • самостоятельными;
  • уверенными в своих силах;
  • общительными;
  • не страдающими тревожностью и не знающими уныния.

Родители, придерживающиеся верного стиля воспитания, чутко отзываются на потребности своих детей, поддерживают их и твердо, но уважительно требуют соблюдения установленных правил. Диана Баумринд, ученый из Калифорнийского университета в Беркли, называет такой стиль воспитания «авторитетным».

Начиная с середины 1980-х гг. одно исследование за другим подтверждает наличие прочной связи между стилем воспитания и социальным поведением ребенка - позитивным или негативным.

Это не значит, что стиль воспитания однозначно предопределяет тип социального поведения ребенка. Наше влияние на формирование личности ребенка не безгранично. Есть ведь и другие факторы: наследственность, влияние сверстников, культуры и других взрослых (нянь, учителей, дедушек и бабушек, наставников). По мнению ученых, силу воздействия родителей можно оценить в 20-50%.

Но мы делаем то, что в наших силах, так ведь?

Спектр стилей воспитания

Авторитарные родители тверды, но не добры. Они устанавливают строгие правила и требуют беспрекословного выполнения распоряжений: «Почему? Потому что я так сказал!» Как правило, их дети хорошо себя ведут, но им очень трудно освоить жизненно важные навыки саморегуляции (см, «Играя, учимся самоконтролю»), К тому же им трудно судить, что хорошо, а что плохо, поскольку им приходится не руководствоваться собственными нравственными принципами, а зависеть от внешней силы - угрозы наказания.

Потворствующие родители добры, но им не хватает твердости. Они лелеют ребенка, увлеченно общаются с ним, но склонны к вседозволенности. Стремление любой ценой избежать конфронтации и пренебрежение дисциплиной приводят к тому, что они не требуют соблюдения ими же установленных правил. Их детей отличает высокая самооценка, но также импульсивность, а в дальнейшем повышенная склонность к наркотической и алкогольной зависимости. Весьма вероятны и проблемы в школе.

Отстраненные родители и не тверды, и не добры. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, но этим их интерес к нему ограничивается. Именно у их детей наиболее высок риск совершения правонарушений.

Стиль воспитания опознается на "слух"

Авторитарный Авторитетный Потворствующий
«А ну-ка, не лезь без очереди! Посторонись, сначала пойдет этот мальчик» «Нужно дождаться своей очереди, солнышко» Пассивно наблюдает, как ребенок лезет без очереди. С добродушной улыбкой извиняется перед другими родителями
«Все, мы уходим!» (если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Через пять минут нам нужно будет уйти»; «Скатись с горки еще раз и надевай куртку»(если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Может, пойдем?» (если ребенок продолжает играть, родитель сидит и ждет)
«Остановись и надень туфлю» «Отличная работа! Туфля убежала, зато ты научился подниматься по лесенке» «Наверное, стоило бы надеть туфлю обратно?»
«Не смей! Немедленно извинись. И только попробуй еще раз так сделать!» «Когда мы злы, мы не деремся. Подумай, что можно сделать вместо этого? Если будешь драться дальше, нам придется уйти» «Если снова кого-нибудь ударишь, мы уйдем. Что я сказала? Не надо так делать. Хочешь, чтобы мы ушли? Я же говорила тебе, что драться нельзя. Я сказала, перестань. Ты правда хочешь, чтобы мы ушли? Стукнешь кого-нибудь еще раз, и мы уходим»
«Сядь!» «Пожалуйста, сиди спокойно. Мама очень расстроится, если ты вывалишься из коляски и ушибешься» «Пожалуйста, сядь на место. Будет лучше, если ты перестанешь вставать. Ну, ладно, можешь встать, но только на минуточку»
«Снова хочешь есть? Ничего не поделаешь, полдник уже был. Порядок есть порядок» «Снова хочешь есть? Хорошо, можешь взять этот виноград или ломтик сыра» «Снова хочешь есть? На здоровье! Чего бы тебе хотелось?»

Авторитарный стиль воспитания детей

Традиционный способ воспитания, авторитаризм, основан на том, что родители являются авторитетными персонами, которым ребенок должен подчиняться или неукоснительно подражать. Один знакомый мужчина сказал: «Я - отец, а он - ребенок, и только так. Я не нуждаюсь во всей этой новой философской чепухе.

Если он выйдет за установленные мною рамки, я покажу ему, кто главнее». При таком стиле воспитания наказания считаются уместными и просто необходимы. Положительная сторона этого метода состоит атом, что ясно определяет ответственность родителей за своих детей. Однако многие проблемы воспитания происходят сегодня именно оттого, что взрослые не прививают чувства ответственности у своих детей. Дети нуждаются в умных авторитарных фигурах, которые указывают, что делать и что не делать. Авторитарный стиль всегда будет важной частью процесса воспитания.

У авторитарных родителей могут возникнуть и другие проблемы. Например, ребенок не оправдывает родительской любви и надежды. Ребенок может также внутренне бояться родительской власти, которая управляет всей его жизнью, даже когда он становится взрослым. Очень важно понять, если этот метод используется как единственный в процессе воспитания он просто не работает. И это можно объяснить. Родители, настолько концентрируют свое внимание на удалении отрицательных элементов, что не замечают хорошего в поведении, формировании своих детей. Кроме того, приоритет наказания удерживает родителей от изучения более подходящих способов коррекции, которые делали бы второстепенной необходимость наказания. Самое худшее в авторитарном методе состоит в том, что поведение ребенка определяется страхом перед наказанием, а не желанием доставить удовольствие родителям. В результате не происходит развития внутреннего контроля. Таким образом, сдвигается обратная связь, и поведение может стать неуправляемым. Дети не разбрасывают игрушки, как того требуют взрослые, но у них появляется недостаток самодисциплины, которая нуждается в мотивации и самоконтроле, когда нет угрозы страшных последствий.

Авторитарный стиль рассматривает воспитание как влияние на ребенка, а не как процесс обучения, который вы проходите совместно с ребенком. Так много плачущий новорожденный больше напоминает тирана, плач которого нужно подавить, а ведь это прежде всего маленький человек, который нуждается в помощи. Устанавливаются и формируются взаимоотношения между родителями и ребенком, в которых смешаются Понятия: формирование чувства ответственности у ребенка и жесткое управление им. Авторитаризм создает дистанцию между родителями и ребенком по двум причинам: он базируется на наказании, которое может легко породить ярость. Это еще больше отдаляет родителей от ребенка и не позволяет (или позволяет в очень малой степени) развиваться характеру ребенка.

Умные воспитатели начинают изучать своих детей и работают над тем, чтобы узнать их лучше. Сторонники авторитарного стиля воспитания часто находят это утверждение унижающим их авторитет и поэтому не включают его в свой набор воспитательных средств. Поскольку авторитарный стиль не способствует воспитанию ребенка как личности, он редко.привлекает родителей и детей, если за тяжелой рукой кроется доброе сердце.

Воспитание как лекарство

Воспитанный ребенок, а особенно трудный, наследует в себе лучшие и худшие черты родителей, любая реакция похожа на ту, которую им привили взрослые. Поэтому, воспитывая ребенка, вы воспитываете себя. Формируя поведение ребенка, вы формируете собственное. Тренируя своего ребенка, вы тренируете себя, т. е.* происходит взаимный процесс. Понимание внутреннего мира ребенка и ваших реакций на его поведение ведет к самосовершенствованию. Воспитание ребенка поможет вам понять, как вы сами были воспитаны. Проблемы вашего прошлого могут проявиться во взаимоотношениях с ребенком и снизить возможности по воспитанию. Если ваше детство изобиловало отрицательными факторами в воспитании, то есть риск возникновения схожих проблем. Желание хорошо воспитать малыша заставит вас забыть определенные моменты своего детства, чтобы стать полноценным воспитателем для собственного ребенка.

Метод общения

Философия обучения, как общения, имеет больше возможностей при воспитании, чем воспитание наказанием. Испытав разочарование от авторитарного метода, сопровождающегося наказаниями, родители обращаются в специальные школы, где их обучают, как лучше общаться со своими детьми. Многие книги и курсы по воспитанию, используемые сегодня, основаны на этом принципе. Философия этого метода базируется на том, что не бывает плохих детей, а бывает плохое общение; что все дети изначально хорошие, а родители должны научиться говорить с детьми и слушать их. Положительная новизна этого «современного» метода состоит в том, что он основан на уважении ребенка как личности, чьи действия определяются эмоциями и поощрениями родителей. Родители изучают методику и пути передачи детям того стиля поведения, который они желают видеть. Родители понимают важность сопереживания и создания позитивной атмосферы в доме, поэтому могут ограничить употребление слова «нет». Метод общения придает особое значение умению родителей уменьшить необходимость наказания. Понимание заменяет наказание. Телесные наказания запрещаются.

Основная проблема метода общения состоит в том, что власть родителей снижается. Родители выступают как психологи, переговорщики и дипломаты. Дети могут окончательно потерять уважение к власти родителей. Этот недостаток уважения к домашней власти перерастает в недостаток уважения к другим, включая, например, учителей или представителей власти. Если им злоупотреблять, то большинство детей будут считать этот метод ложным. Диалог может превратиться в перечень эмоционально правильных фраз матери и отца, заученных на последнем занятии вечерней школы воспитания, а не в способ общения. Вместо того чтобы сказать: «Не бей своего брата», родители - сторонники данного метода - должны обратиться к чувствам ребенка: «Не надо же так сердиться на брата». Это правильные слова, но что произойдет, если ребенок продолжает драться? Что вы будете делать? Другая проблема состоит в том, что родители сильно беспокоятся, не нарушают ли они детскую психику, если не реагируют «правильным» способом и не готовы окончательно овладеть ситуацией. Этот стиль воспитания, следовательно, может показаться слишком вольным.
Метод модификации поведения. Модификация поведения, как известно, учит, что поведение ребенка изменяется в лучшую или худшую сторону в соответствии с тем, как родители формируют окружающую среду ребенка. Если ребенок продолжает драться с другими детьми даже после того, как получил психологически правильную установку, он будет просто изолирован от группы. Большинство детей хорошо откликаются на данный вид воспитания. Некоторые относятся к этому методу как к изобретению. Хотя в этом методе есть что-то механическое (с его помощью очень просто перевоспитываются избалованные дети). Модификация поведения дает родителям определенные способы и навыки, когда авторитарный стиль и метод общения не работают. Модификация поведения может быть особенно полезна для детей, у которых есть эмоциональные и психологические проблемы, и они не откликаются на другие методы. Воспитание сосредотачивается на формировании поведения, регулируя, но не осуждая ребенка.

Слабые стороны метода модификации поведения состоят в том, что в определенный период, раньше или позже, станет тесно внутри него или сила метода является недостаточной, чтобы применить его соответствующим образом. Серьезная опасность состоит в том, что он концентрируется больше на внешних приемах, а не на взаимоотношениях родителей и ребенка. Ребенок воспринимается как объект, а не как личность.

Консультируйтесь со специалистами

Когда я консультирую начинающих специалистов-педиатров, я рекомендую «Окружите себя мудрыми и опытными родителями и учитесь у них». Это действительно специалисты в вопросах воспитания. Формулируя собственную философию воспитания, мы принимали во внимание, что делали эти мудрые воспитатели и какими стали их дети. И вот что мы узнали: мудрые родители затрачивали время и энергию, идя на шаг впереди ребенка и создавая условия, способствующие хорошему воспитанию и оставляющие меньше возможностей плохо себя вести. Мудрые родители:

  • не теряют связи со своими детьми;
  • развивают взаимные чувства между родителями и ребенком, уделяя больше времени развитию желаемого стиля поведения, благодаря чему уменьшается необходимость коррекции поведения;
  • вырабатывают понимание поведения ребенка, соотнося его с возрастом;
  • используют юмор для развития коммуникабельности ребенка;
  • умеют смотреть на мир глазами ребенка и корректировать соответственно его поведение.

Любовь к ребенку заставляет вас прислушиваться к любому совету, который, как вам кажется, поможет хорошо воспитать его и превратить в дальнейшем в яркую личность. Прислушивайтесь к советам тех, кто сам вырастил много детей, воспитание которых вам нравится. Наблюдая за такими людьми, вы сможете многому у них научиться.

Метод «прикрепления»

Родители, которые опираются на любой из трех изложенных выше методов, решая проблему воспитания, могут понять, что поведение их ребенка улучшается, но лишь временно.

Каждая семья, каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому родители должны принимать все это во внимание, корректируя поведение ребенка. Воспитание - это сложная работа, которая не допускает перерывов.

Мы рекомендуем использовать все лучшее из трех методов, изложенных выше, но только после того, как создана прочная основа: воспитание зависит от построения правильных взаимоотношений с ребенком. Создав прочную основу на доверительных взаимоотношениях, родители могут использовать остальные методы воспитания (авторитарный, метод общения и метод модификации поведения), сочетая их в необходимых пропорциях. Если у вас возникли проблемы в воспитании ребенка, вы сможете использовать близкие доверительные взаимоотношения. Вопрос «Что происходит с моим ребенком, и как я могу помочь ему решить проблемы?» лучше, чем «Как научиться его воспитывать?» Этот метод помогает родителям и детям работать совместно, а не в противоречии. Структура метода «прикрепления» представляет собой пирамиду: основание, широкое и прочное, дает возможность дальнейшего строительства, но, поднимаясь вверх, вы должны тратить меньше энергии и материалов. Постройка прочна и сохранится навсегда. Другие подходы могут сначала казаться удобными, но применение их без прочной основы в дальнейшем приведет к необходимости сложных корректировок. Да, вы должны осуществлять надзор за ребенком, но только не путем управления. Да, вы должны общаться со своим ребенком, но в рамках доверительных взаимоотношений. Да, вам необходимы средства воспитания, чтобы справиться с реальной жизненной ситуацией, но когда эти методы не работают, вы должны попытаться глубже понять своего ребенка. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления», вы можете быть уверены," что он (в большинстве случаев) будет хорошо себя вести и развивать самоконтроль, необходимый для счастливой, успешной жизни. Там, где авторитарный метод четко определяет: «Я скажу тебе, что делать», метод общения предполагает: «Как ты думаешь, правильно ли поступаешь?», а метод модификации поведения допускает: «Если ты сделаешь это, то произойдет вот что». Наш подход основан на доверительных отношениях: «Можешь поверить, что я хочу помочь тебе».
Помните, что воспитание - это комплексная проблема и отдельные части должны быть соединены вместе, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком. Мы несем ответственность не только за то, что умеет малыш к определенному возрасту, но и за общую восприимчивость к новому, к постижению жизни. В раннем возрасте важно закладывать основы свободы выбора, выявлять таланты и способности.

Какого стиля воспитания вы придерживаетесь?

Это зависит от темперамента ребенка, от вашего собственного темперамента, от того, как воспитывали вас, и от поведения других знакомых родителей. (А также и от того, в третий раз ваше чадо явилось в гостиную поздним вечером или уже в тринадцатый.)

Проще всего быть авторитарным: грозить да наказывать большого ума не надо. Чтобы стать для ребенка авторитетом, нужно больше времени, усилий и терпения. Поэтому не лишайте себя права на ошибку. Сорвались - ничего страшного, возьмите себя в руки и попробуйте снова, особенно если вы не отличаетесь терпением или ваши собственные родители не могли послужить вам ролевыми моделями авторитетного стиля.

Придерживаться определенного стиля воспитания, а не просто реагировать на раздражители, совсем не просто. Я заметила, что каждый день понемногу меняюсь. В конце концов, все зависит от вас: отслеживайте вместе с партнером, что вы говорите и делаете, затем обдумайте это и сделайте выбор. Можно обратить за помощью к консультанту, инструктору по воспитанию или руководителю группы для родителей.

Разным детям - разные родители

Старайтесь быть авторитетными. Но не сбрасывайте со счетов и авторитарность. Авторитетный стиль воспитания лучше всего подходит уверенным в себе, активным или склонным к сотрудничеству детям. В отношении упрямых, импульсивных или непослушных ребятишек следует проявлять больше твердости, вводить больше ограничений, приближаясь к авторитарному стилю, чтобы не допустить развития агрессивности на физическом или психологическом уровне. А стеснительные, тревожные, пугливые малыши нуждаются в очень мягком руководстве с элементами потворствующего стиля воспитания.

Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в , какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Каждая «ячейка общества» создает свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями. Условно, все типы можно подразделить на три варианта:

  1. Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
  2. Детоцентрический, где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
  3. Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.

У хороших отца и матери — хорошие дети

Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье.

Внимание

Для ребенка важно чувствовать небезразличие. Иногда он прощает даже крик и побои, но отсутствие тепла, отстраненность простить сложно. Дети из таких семей чаще других оказываются в плохих компаниях, пополняют ряды наркоманов, алкоголиков. Правильное психическое формирование происходит только на основе любви. Нравственное поведение, уравновешенность характера рождается из глубокого психологического контакта.

Родителям должны быть интересны все, даже наивные проблемы ребенка, им нужно наблюдать за всеми изменениями его сознания. Проявления такого контакта вариативны , зависят от возраста, индивидуальности и сами собой не возникают. Взаимоотношения необходимо активно строить.

Изучение профильной литературы, консультации с психологами, знание методов и способов воспитания необходимо, но недостаточно. Взаимопонимание, контакт устанавливается, если старшие искренни, только так ребенок почувствует привязанность и заботу. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:


Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите внимание

На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них. Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Негативные типы семейного воспитания

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  • из-за психологической неграмотности взрослых;
  • отсутствия гибкости;
  • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
  • эмоциональная холодность воспитателей.

Читайте еще: Роль семьи в воспитании детей

Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

  1. Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.
  2. Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.
  3. Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.
  4. «Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.
  5. Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике. Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.
  6. Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу. Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.
  7. Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.

Обратите внимание

Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков. Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.

Почему нельзя рукоприкладствовать

  1. Ребенок слабее. Самооценка малыша страдает. Даже если он начнет слушаться, это не прибавит ему счастья.
  2. Маленький человек начинает всего бояться, перестает доверять взрослым. Кому же еще доверять, как не родителям?
  3. Воспитываемые таким методом легко попадают в плохие компании. Не находя любви у семьи, чувствуют себя более уютно с «добрыми» ребятами, которые делятся сигареткой, а потом «колесиком».
  4. Неуверенность в себе приводит к последующей гиперкомпенсации . Стараясь чего-то добиться, битый в детстве пойдет «по трупам».
  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Скачать презентации по теме

Таблицы с характеристиками стилей

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь!» (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным». Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!» Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю». Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей. Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг. И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный. Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их. Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача. Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Наконец мы подошли к наиболее удачному стилю семейного воспитания, благодаря которому вырастают гармоничные, самостоятельные, не оторванные от общества люди. Авторитетное воспитание ребенка сбалансировано, родитель и ребенок принимают и понимают друг друга. В какой-то степени этот тип воспитания детей похож на либеральный, однако есть одно существенное различие: воспитание детей не пускается на самотек, а проходит под чутким, но ненавязчивым контролем.

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Если ваш стиль семейного воспитания демократичный, мы не будем давать вам советов. Вы и так проявляете чудеса понимания своего ребенка, адекватно оцениваете его возможности, играете активную, положительную роль в его жизни.

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.
Несмотря на это, даже некоторые знаменитые педагоги считают авторитарное воспитание весьма эффективным. Применение авторитарного стиля воспитания всегда вызывало жаркие дискуссии в научных кругах.
Одни говорят, что он способствует развитию дисциплины и добропорядочности, другие утверждают, что авторитарное воспитание приводит к различным психическим отклонениям у детей. Давайте попробуем сейчас сами разобраться в положительных и отрицательных сторонах авторитарного стиля воспитания.

Семьи являются неотъемлемой частью социальной структуры человеческого общества. Родители и дети составляют самую важную часть семьи, и их взаимосвязь определяет здоровое развитие ребенка. Быть родителем – значит возложить на себя определенные обязанности и решение сложных задач по воспитанию и целостному развитию личности ребенка.

Психологи разделили стили воспитания на несколько различных типов. Воспитание, как мы знаем, представляет собой нелегкую и каждодневную педагогическую работу, которая оказывает глубокое влияние на умственное и психическое развитие ребенка. И если родители будут изо всех сил стараться влиять на ребенка, чтобы он оправдал их самые лучшие ожидания, дети могут пострадать от такого воспитания.

Что такое авторитарный стиль воспитания?

Этот стиль основан на чрезвычайно строгих дисциплинарных правилах, установленных родителями для детей, а также минимальной свободой в осуществлении ребенком собственного выбора без учета его личного мнения.

Обычно, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, хотят от своих детей слишком многого, никак не поощряя их успехи и послушание. Эти вещи считаются само собой разумеющимися. Тем не менее, такие родители обеспечивают хорошие условия для своего ребенка, однако, они очень строги со своими правилами и положениями. Авторитарные родители часто становятся абсолютными диктаторами для своих детей.

Авторитарное воспитание: «За» и «против»

Сторонники авторитарного воспитания, заявляют в «громкий голос» о многочисленных преимуществах авторитарного воспитания. По их словам, дети тех родителей, которые выбрали авторитарный стиль, будут послушными и ответственными, поскольку всегда находятся в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

В этом есть определенная доля истины, но авторитарные родители, как правило, забывают, что они имеют дело с развивающимися, еще не до конца сформировавшимися личностями. Авторитарные родители, несомненно, любят своих детей, однако, но они также забывают и о тонкой грани разделяющей «любовь» и «слепую любовь». Требуя беспрекословного повиновения от детей, они выстраивают серьезное препятствие на пути развития личности ребенка.

Минусы авторитарного воспитания заключаются в том, что оно ограничивает возможности развития свободного мышления. Дети вынуждены повиноваться родителям во всем, в независимости от своих собственных предпочтений, симпатий и антипатий. Это воспитывает отрицательные личностные качества, такие как низкая самооценка, неуверенность и малодушие.

Если родители не готовы выслушивать ребенка, считаться с его мнением и взглядами, это приводит к дополнительному психологическому давлению на несформировавшуюся личность. В случае если ребенок делает что-то не так, как того требуют родители, обычно следует суровое наказание или другие весьма серьезные последствия. Фактически, единственным стимулом при авторитарном стиле воспитания является страх наказания или других санкций, а это нельзя признать положительным фактором.

В совокупности, все это ведет к нарушениям психики ребенка, делая его более уязвимым и культивируя в нем чувство вины, вследствие чего наносится ущерб собственному достоинству. Авторитарное воспитание приводит к тому, что даже дети из обеспеченных и богатых семей, в конце концов, теряют самоуважение и у них развивается тяжелый комплекс неполноценности.

Последствия авторитарного воспитания сказываются во взрослой жизни. Воспитанные таким способом дети, склонны избегать видов деятельности, требующих принятия самостоятельных решений. Также ребенок может стать жертвой вредных привычек. Следует понимать, что слишком большое число ограничений приведет к глубокому протесту со стороны детей и подтолкнет их к тому, что они начнут делать то, что им запрещают.

По мере своего взросления и повышения интеллекта, дети из авторитарных семей могут восстать против своих родителей. Это повлечет за собой отчуждение не только от своей семьи, но и развитие других психологических проблем. Ребенок может оторваться от своих родителей, если не физически или материально, но, по крайней мере, эмоционально. И даже слова «мама» или «папа», произносимые в адрес родителей, не будут идти от сердца ребенка, и будут скорее привычкой, чем выражением теплоты и любви.

Последствия авторитарного воспитания, несомненно, очень пагубны, несмотря на то, что в основе такого воспитания, тоже лежит проявление заботы о детях и надежда на их светлое будущее. Тем не менее, такой метод может иметь катастрофические последствия для будущего детей. Поэтому лучше выбрать стиль воспитания, который дает детям безусловную любовь и поддержку, но все же, поддерживает определенный уровень строгости, сохраняя, таким образом, равновесие. Именно это, в конечном счете, сделает детей счастливыми и успешными.

2011-12-17